А.И. Крапивкин
Лечебная верховая езда детей с дефицитом концентрации внимания и гиперактивностью

Одними из часто встречающихся проблем детского возраста являются трудности в концентрации и поддержании внимания и связанные с ними нарушения обучения, памяти, а также сложности обработки информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира. Данное состояние носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Под дефицитом внимания понимают такое состояние ребенка, когда он не обращает внимания на детали, допускает промахи в работе, не слушает то, что ему говорят, не в состоянии следовать инструкциям, не может организовать игру или деятельность, легко отвлекается, часто теряет вещи, бывает забывчив, ему сложно выполнять задания, требующие длительной концентрации внимания. Дети с гиперактивностью-импульсивностью могут совершать суетливые движения руками и ногами, часто вскакивают со своего места, не могут играть в "тихие" игры, всегда находятся в движении, очень много говорят, отвечают на вопросы, не выслушав их до конца, не могут дождаться своей очереди, вмешиваются в разговоры и игры других, часто не способны остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие.

Нередко подобное поведение детей с трудом контролируется родителями. Нарушения внимания и/или явления гиперактивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном и иногда даже высоком интеллекте плохо учится и имеет целый ряд ассоциированных социальных и психологических проблем. Практически в каждом классе есть дети, страдающие подобными нарушениями. Всё это в дальнейшем может привести к дезадаптации в профессиональной и социальной сферах.

До настоящего времени не разработана четкая система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания, что связано с неясностью причин возникновения данного синдрома. Спектр используемых в лечении лекарственных препаратов ограничен, медикаментозная терапия не всегда достаточно эффективна.

Сейчас большое внимание уделяется нелекарственным методам коррекции таких нарушений. Одной из используемых в мире методик являются занятия лечебной верховой ездой. Искусство управления лошадью требует предельной двигательной сдержанности и внимательности. Уход за животным в конюшне способствует формированию навыков опрятности. Наилучший эффект отмечается при выполнении упражнений по смене ритма верховой езды, вольтижировки, гимнастических упражнений в седле, в том числе и с использованием гимнастических снарядов. Регулярные занятия позволяют направить энергию ребенка в "правильное русло".

В связи с тем, что ребенок испытывает сложности с концентрацией внимания, необходимо, чтобы во время занятий лечебной верховой ездой в течение определенного промежутка времени от него требовалось выполнение только одного задания, а не нескольких.

Учитывая отвлекаемость ребенка, первоначально следует использовать только индивидуальные занятия без присутствия зрителей. По мере выработки умения концентрироваться можно постепенно вводить таких детей в групповые занятия.

Важным является выбор лошади для занятий ЛВЕ детей с гиперактивностью. Животные должны быть уравновешенными, спокойно переносить "суетливого" наездника.

Полученные навыки помогают социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, но только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

А. И. Крапивкин,
врач-невропатолог,
сотрудник
НИИ педиатрии
и детской хирургии.